Совет от ТОП

Привет, Новосибирск! #neforum
Я у вас.

Есть определённая магия в походах от Горского до метро, это часть моего ритуала. Город N встретил солнышком и моими любимыми пешими прогулками по центру. И это чудесно, ведь этот город я действительно считаю своим. Тут мне хорошо.

Успела затусить с блогерами и принять участие в фотосессии у одного супер-модного фотографа alkrylov.

...
Подробнее...
Эстафета олимпийского факела в Чечне и Ингушетии
Это эстафета огня в Ингушетии:

А это пламенная речь Кадырова в Чечне:
http://youtu.be/JyvxVVC_oEs

"Да здравствует Россия! Да здравствует Путин! Аллаху Акбар!" (с)

...
Подробнее...
Разноцветные пабы Дублина - часть вторая
Lorien (lorien22) wrote in tourism_il,
После того, как я написал о всех прекрасных и кравивейших пабах ирландской столицы, в которых мне довелось побывать - http://lorien22.livejournal.com/222315.html, мне показалось, что рассказ мой получился неоконченным. Поэтому я решил написать продолжение - о тех пабах, в которых я не успел
...
Подробнее...
Свежий выбор читателей LivejournalСвежий выбор читателей Livejournal

Шомрон – лето, как лето. 2013-й год. Себастия и всё остальное

Те, кто в Себастии уже побывал – те, на волне энтузиазма первопроходцев, все описали и насытили паутину фотографиями. Те, кто еще не бывал – все это уже прочитали, фотографии рассмотрели и тихо завидуют, чего делать не надо. А надо вот что: следить за сайтом Мидрешет Шомрон (www.midshomron.org.il)
в поселении Шавей Шомрон, организующей экскурсии в Себастию и договаривающуюся с армией. Ибо для того, чтобы ездить по Шомрону туристами, надо хорошо знать, что такое А, В и С с армейской точки зрения. Себастия расположена в зоне B – без армии туда не проникнуть. Армия в тихие дни представлена распадающимся на запчасти джипом и парой сонных милумников. В дни грозные туристы в Себастию не попадают, несмотря на то, что этот любимый город Ирода давно был объявлен национальным заповедником, но об этом уже не помнит даже плешивый верблюд на площади деревни с тем же названием – Себастия, откуда начинается пеший круговой маршрут по сохранившимся 400 дунамам раскопок, начатых в начале 20 века – в 1909 году благодаря пожертвованиям богатого американского еврея Якова Шифа, продолженными англичанами в 1930-е годы и возобновленными после Шестидневной войны. Главный специалист по Себастии – археолог профессор Арье Боренштейн - живет рядом в Шавей Шомрон, и мне сложно представить какие нервы у этого человека, ежедневно наблюдающего, как разворовывается национальный парк, возродить который пытаются министерство туризма, экологии, безопасности, местный совет, гражданская администрация и все остальные спорящие, дружно закрывшие Себастию как туристический объект в 2000-м году, хотя еще до 2005 года туда можно было более-менее свободно проехать.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Но туристы сюда все-таки просачиваются, и начинается рассказ. Передаю его в телеграфном стиле, не пытаясь оспаривать первенство энциклопедий и педантов. Начинается с давних, трехтысячелетней давности времен – с 9-го века до нашей эры, с того времени, когда царь Омри основал тут город Шомрон – новую столицу Израильского царства после Тирцы (Шомрон - потому как земля была куплена у человека по имени Шемер – это одна из версий названия. Есть еще с полдюжины. Но пока что вот так: "И купил он у Шемера гору Шомрон за два таланта серебра, и застроил эту гору, и назвал город, который он построил, Шомроном, по имени Шемера, владельца горы". (Мелахим 1, 16, 23-24).).

В 772 году до нашей эры город был захвачен ассирийцами, жители угнаны в галут, а город населили чужеземцы. Во времена ассирийско-вавилонского пленения в городе жили предки сегодняшних самаритян. В 332 году до нашей эры город был захвачен Александром Македонским и превращен им в греческую Самарию. В 111 году до нашей эры город перешел в руки хасмонейского царя Йоханана Гиркана, а затем попал под римское владычество. Город относился к римской провинции Сирия, но в 30-м году до нашей эры был подарен Ироду Августом. Вот – добрались и до Ирода, отстроившего город заново в 27 году до нашей эры и давшего ему имя Себастия. Во время восстания против римлян в 66-70 годах нашей эры город был снова разрушен, снова восстановлен. В византийскую эпоху в городе жили представители власти, а окончательно он пал в эпоху арабского завоевания, хотя крестоносцы построили на его развалинах крепость. После византийцев здесь осталась церковь, названную в честь Иоанна Крестителя; а после крестоносцев - большая церковь внутри нынешней деревеньки Себастия, превращенная арабами в мечеть.

Для увеличения нажми на меня!

Себастия с ее знаменитой подъездной улицей – 600 колон на протяжении 860 метров – по краям стояли двухэтажные торговые лавки. С форумом – площадью царей Израилевых, где колонн все меньше и меньше, с различимыми остатками стадиона размером 60 на 230 метров, со стенами римского периода. Иосиф Флавий писал, что Ирод построил вокруг Себастии стену длиной в 200 рис – 4 километра. В римский период в Себастии жили около 20.000 человек. С базиликой византийских времен. С театром - трехъярусным, где задние ярусы держались на столбах. Именно с театром, а не амфитеатром. В амфитеатрах проводились бои гладиаторов, в театрах же тех времен царило истинное лицедейство. Со святилищем в честь императора Августа, к которому ведут широкие лестницы, построенным Иродом. Себастия была так названа Иродом, по всей видимости, также в честь Августа. "Себастус" означало на древнегреческом "роскошный, величественный". На латинском "себастус" звучало как "агустус". Святилище Августа - только часть города-крепости Себастии, возрожденного Иродом Шомрона как оплота власти. А то, что город был роскошный подтверждает и тем, что судя по раскопкам и по словам из книги пророка Амоса, мебель здесь была инкрустирована слоновой костью.


"И сокрушу Я зимний дом вместе с летним, и разрушены будут дома с украшениями из слоновой кости, и уничтожены будут многие дома" ( Книга пророка Амоса. 3)

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

96f70be74e6e659a5fd8ad8d5c708ff5_11062013214.jpg

Здесь царь Ахав – сын Омри - выстроил "башню из слоновой кости", упоминаемую в книге царств. "Чертоги слоновой кости " еще дважды упоминаются в 44-ом Псалме и книге пророка Амоса. Археологи раскопали фундаменты крепостных стен, несколько башен, а на западном краю горного хребта – дворец Ахава, построенный с видом на Средиземное море. А во дворе дворца действительно был обнаружен пруд, упоминаемый в Библии, в Первой Книге Царств, - тот самый, где окровавленную колесницу Ахава вымыли. Дальше я пропущу всю историю царя Ахава, его жены-язычницы Изевели и возведения святилища Ваалу. Давно понятно, что мировая история сложилась вокруг красивых женщин.

Во время раскопок обнаружено также множество осколков плиток из слоновой кости, фрагментов барельефов с изображениями растений (пальм, папирусов, лотосов и т.п.), животных (серн, львов, быков и т.д.), финикийских богов. Были найдены ручки кувшинов для хранения масла и вина для царского двора: на них сохранились адреса, имена отправителей, получателей и даты. Пластинки и украшения из слоновой кости, найденные при раскопках Шомрона-Себастии, выставлены в музее Рокфеллера в Иерусалиме и в музеях Лондона.

Каждый камень здесь можно оплести своей повестью. Про каждый вид написать и прочитать сотни страниц. Город был бесчисленное количество раз отстроен, разрушен, захвачен и вновь возрожден. Его населяли разные народы. Но вот есть цифры, которые удивили – площадь Себастии времен Микра, тогда еще называвшейся Шомроном, была 300 дунамов. В ту же эпоху, площадь Иерусалима, столицы Иудейского царства, была 180 дунамов.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

…А потом мы очнулись, вышли на солнце из пещеры времен и вновь попали на площадь арабской деревеньки Себастия, где водитель нашего автобуса попросил пить воду внутри автобуса, а не снаружи, чтобы не злить торговцев в лавках на бывшем форуме, не заработавших на нас свои сикли...

****

День был такой жаркий и суетный, что не запомнилось имен всех царей, всех археологов и всех тех, кто этот день пытался сделать для нас более спокойным и прохладным. Осталось только четкое убеждение, что те, кто там – в Шомроне - живет, любит, строит - поступает правильно. Из жары и дорожной суеты выделилось, что в промзоне Баркана - 6000 рабочих мест и там экономически сосуществуют евреи и арабы. Что в 32 населенных пунктах в Шомроне живут 120.000 евреев, а в Шхеме, Тулькараме, Калькилии и в бесчисленных деревнях между ними - 300.000 арабов. Что новостные смикшированные картинки красоту этих мест передать не могут. И что в Шомрон зовут не петиции подписывать и не в дискуссиях участвовать, а в туристические поездки, которые субсидирует местный совет, представляя автобусов и гидов. Проект "Сиюрим ба-Шомрон" – "Прогулки по Шомрону" - был запущен в январе 2012 года. За полтора года только в рамках этого проекта здесь на экскурсиях побывали 30.000 человек. Цена смешная – 55 шекелей с человека. Главный призыв устроителей таков: "Оставьте дома скептицизм и иронию". Для каждой экскурсии в "Мидрешет Шомрон" разрабатывается свой нешаблонный маршрут.

Амута по развитию туризма в Шомроне также подтягивает туристов к возникшим здесь кафе, винодельням, ресторанчикам и циммерам. В Алон-Морэ есть и холлистический центр - отрада для женщин под названием "Хацер ха-Гефен" – "Двор под лозой". Как говорит одна из его организаторов "им важно помочь женщине, пока она не свалилась от усталости". Во дворе под лозой в Алон-Море делают процедуры рейки, хилинга, ароматерапии, рефлексологии и различные виды массажей, включая массаж для новорожденных. Кстати, в Алон-Морэ есть и полевая школа - кондиционеры, завтрак-ужин, бассейн, зелень, три десятка комнат.
Женская инициатива стоит и за круасоном. В первую очередь именно за круасонами с утра, а потом и за завтраками, бранчами, ланчами и обедами и циммерами, появляющимися и в Шомроне.

Для увеличения нажми на меня!

В поселке Хават-Яир уже несколько лет действует кафе "ха-Цриф шель Тамари" – "Сарайчик Тамари", название которого не соответствует ни антуражу, ни видам, ни меню. Излишняя скромность здесь ни к чему: завтраки – отличные, виды прекрасные, а из циммеров с тем же названием "Цриф шель Тамари"явно не хочет выбираться, разве что до бассейна тут же на склоне с видом на заповедник Нахаль-Кама. "Гулять вокруг можно, но выборочно. Где-то спокойно, а вон на той гряде - лучше с оружием…". Но это замечание хозяев отнесем к экзотичному экстриму, и лучше послушаем их рассказ о том, сколько вокруг обнаружено "гатов"-давилен, где в древности делали вино, что свидетельствует о давней еврейской тут жизни на границе земель колен Менаше и Эфраима. Центральная улица Хават-Яир - это старая римская дорога. История здесь расстилается под ногами.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Еще один ресторанчик расположен в поселке Ицхар и держит его 75-летняя Хана Лихтенштейн, специалистка по венгерской кухне. 20 лет назад она переехал сюда к детям и так и осталась. Сначала кормила семью, потом соседей, потом - рабочих, а сейчас в ее домашнем ресторанчике могут поесть все по вторникам и средам с 19-00 до 22-00, а по пятницам – с 9-00 до 12-00. Только позвоните предварительно по телефону 02-9975561. Там же в Ицхаре есть могила шейха, мельница, где продают органическую муку, винодельня "Бен-Порат" и несколько ремесленных мастерских-галерей. В Ицхаре жил убитый террористом Эвьятар Боровский (светлой памяти). Он был актером. К чему это? А к тому, что несмотря на все и вопреки всему в Самарии действуют несколько передвижных театральных трупп.

Рядом с поселением Итамар расположена "Гивот Олам" – самая большая в Израиле ферма по производству органической продукции. Подробно о ней я уже писала здесь - http://karga-golan.livejournal.com/13387.html

И, пожалуй, самые необычнее циммеры из виденных за последнее время – "Ноф-Шомрон" в поселении Алон-Морэ. Необычные и тем, с каким тщанием и любовью они построены. И тем, что это первые циммеры в религиозном ортодоксальном поселении. Для чего они построены? Для того чтобы их хозяевам – Шломи и Эйнав Бар-Он - был легче содержать восемь детей, но это во вторую очередь. В первую - для того, чтобы сюда могли приехать туристы и понять, что в Шомроне живут люди, которые, как уже было сказано, умеют жить, строить и любить. Вот здесь - http://nofshomron.com - посмотрите сами. Рядом с циммерами, в трех минутах ходьбы – смотровая площадка Мицпэ-Илан, с которой видно всё. Если смотреть вниз – то пиратские арабские каменоломни. Если вдаль – так то, как праотец Авраам вышел из Харана…

Для увеличения нажми на меня!


"Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград - сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будт более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой". (Книга пророка Амоса. 9. 13-15)

Сайты в помощь:
http://www.tourshomron.org.il/
http://www.halapshomron.co.il/
www.midshomron.org.il
http://www.meisrael.org
www.hatzrif.co.il
http://www.shechem.org
www.eretzhatanakh.co.il
http://www.givotolam.co.il
www.turawinery.com
http://nofshomron.com
http://www.parks.org.il/ParksAndReserves/sebastya/Pages/default.aspx
Статья о Шомроне, написанная в августе 2009 года - http://karga-golan.livejournal.com/13387.html

Маша Хинич

Добавить комментарий