Совет от ТОП

... Подробнее...
... Подробнее...
Блокируй всё нахрен!

Сейчас вы поймете, почему этот пост иллюстрирует Александр Блок.

Все дело в том, что сегодня Государственная Дума показала, что досудебная блокировка сайтов - реальность.

Вот новость:
"Законопроект о досудебной блокировке сайтов по подозрению в экстремизме принят депутатами Госдумы в первом чтении. Об этом 17 декабря сообщает «Интерфакс».

Законопроект

...
Подробнее...
Свежий выбор читателей LivejournalСвежий выбор читателей Livejournal

To knowledge and virtue Во

Previous EntryAdd to MemoriesShareNext Entry
02:44 am: To knowledge and virtue Во
Во вчерашнем обсуждении разницы между факультетом и "домом" возникла идея - рассказать о том, как выглядит изнутри школа британского колониального образца, в которой я когда-то училась. Вообще-то я не собиралась писать мемуары, поскольку у меня есть куда более выгодная и не требующая лишних телодвижений стратегия: вырастить детей великими и знаменитыми людьми, и пусть потом они в своих воспоминаниях рассказывают о том, какая у них была умная, образованная и вообще расчудесная мать с богатой биографией. Но, во-первых, про школу мою они вряд ли напишут внятно, а во-вторых, после того обсуждения я сама ударилась в воспоминания. Так что сейчас здесь будет поток воспоминаний о школе при католическом монастыре Св. Марии города Патана (Непал). Время действия - двадцать лет назад.

(Оговорка: это действительно было двадцать лет назад, поэтому если в моем рассказе возникнут какие-то нестыковки с современностью, возможны два варианта: либо я успела подзабыть, либо мир успел подизмениться. Так что достоверность отображения фактов составляет примерно 85% - цифра, за которую я могу поручиться.)

Мы прожили в Непале несколько лет, но проучилась я в школе почему-то только месяцев восемь. Мне было на тот момент между двенадцатью и тринадцатью, восьмой класс по российской системе. В посольской школе имелись только начальные классы, поэтому я училась на экстернате, а в местную школу меня решили отдать ради английского языка - в школе Св. Марии преподавание велось на английском. До обеда я училась там, а после обеда садилась за русские учебники.

Мы жили в Катманду, а школа располагалась в соседнем городе, Патане. (Мне упорно кажется, что это было второе название города Лалитпура.) Фишка в том, что в Непале на тот момент было три крупных города на всю страну, и располагались они забор в забор: вот тут еще Катманду, а переезжаешь через мост - и уже Лалитпур. Поедешь в другую сторону - Бхактапур. Удобно и компактно, потому что с долинами в стране напряженка, а на горных террасах поди построй что-нибудь солиднее хижины. Поэтому дорога до школы в соседнем городе занимала сорок минут - столько же, сколько я тратила потом на дорогу до своей московской школы, с которой находилась в одном, между прочим, городе. :)

Возил девочек - школа была женской, при женском-то монастыре - школьный автобус. Конечная остановка у него была недалеко от посольства. Надо было спуститься вниз по кривой улочке между заборами вилл до маленькой круглой площади под толстыми кривыми деревьями, и ждать там с другими девочками. Из наших окрестностей в школу ездило четверо - маленькая второклассница Сураджа, толстенькая, веселая и боевая Пуджа из пятого, и еще одна тихая застенчивая девочка из параллельного седьмого, дочка владельца одной из лавочек, окружавших площадь. Мне было очень интересно посмотреть, как можно жить в лавочке - на самом деле, конечно, у семьи был свой дом, поскольку посылать дочерей в школу Св. Марии могли только довольно состоятельные, по местным меркам люди (триста рупий в месяц - ооо! При этом доллар равнялся пятидесяти рупиям - ооо...), - так вот, у них наверняка был свой дом, но сама мысль о том, что можно выходить на улицу не из подъезда и не через веранду, а через лавочку, где продают хлеб "Тамако" в вощеной бумаге, шоколадки и воздушных змеев - эта мысль меня очень удивляла.

Подходил автобус - старый, пузатый и обшарпанный, но, как положено было по местным традициям, разукрашенный снаружи донельзя. Флажков и елочной мишуры над ветровым стеклом болталось столько, что иногда было непонятно - как водитель вообще ухитряется что-то видеть на дороге. (Впрочем, если бы он даже вдруг и перестал разбирать дорогу, его бы это ни в коем случае не смутило - он был достойным представителем племени местных водителей и не стремился усложнять себе жизнь какими-то там непонятными мерами предосторожности или знанием ПДД. Если так подумать, вообще неизвестно, были ли тогда в Непале ПДД - во всяком случае, на городском движении они никак не сказывались.)

Строго в назначенное время автобус отбывал в школу. Маршурт у него был довольно извилистый, потому что надо было подбирать девочек по всему городу. Иногда он останавливался не только там, где было положено, но и по дороге, если вдруг видел девочку в форме нашей школы.

Кстати, о форме. Форма у нас была заковыристая. Неизменными, ежедневными, были только три ее составляющих: синяя плиссированная юбка до колен, черные туфли и темно-синий шерстяной пиджак с гербом школы на кармане. Дальше в дело вступал календарь. По понедельникам, вторникам и четвергам в комплект входила голубая рубашка, голубая лента в волосы, синие гольфы и вязаная синяя кофта. По средам и пятницам кофта и лента были красными, а рубашка и гольфы - белыми. До сих пор не знаю, почему так - может, как-то было связано с христианством? В любом случае, девочку в нашей форме - особенно по средам и пятницам - видно было издалека.

(О том, почему в школьную форму тропической страны входит шерстяной пиджак и вязаная кофта, я еще расскажу позже.)

К концу пути автобус был набит под завязку - девочки сидели, девочки стояли, девочки висели на поручнях, девочки хихикали и визжали, а водитель только весело и яростно молил не висеть на подножке. Кажется, это было единственное правило безопасности, которое его все-таки волновало. Может, какая-нибудь девочка когда-то упала с подножки и водитель от этого немного расстроился?

Автобус переваливал через мост и почти сразу же останавливался у серой бетонной стены, заросшей зеленью. В стене была синяя калитка, и в нее втягивался бесконечный поток темноволосых девочек в одинаковой форме. Девочки прибывали на автобусах, девочки приходили пешком, девочки приезжали на велосипедах. За калиткой была небольшая площадка среди клумб. Оттуда было видно всю раскинувшуюся внизу школу - большой двор, спортплощадки, низкое классное здание и высокий, двух- или даже трехэтажный главный дом. От площадки вниз вела широкая лестница. По ней спускались девочки, девочки, девочки.

(Кажется, рассказ оказывается длиннее, чем я думала - Маняха уже просыпается, а мы еще только торчим у калитки. Придется в несколько приемов, значит. Продолжение следует.)
http://nexia-club.com.ua/index.php?showuser=9343

Добавить комментарий